Образование в Японии
Несколько предпочтительнее в капиталистическом мире выглядит школьное Заканчивая 12-й класс школы, молодые японцы опережают американских школьников на три-четыре года. В Японии заканчивают среднюю школу 9 из 10 молодых людей, в то время как в США ее бросают 25% молодых американцев. Японские учащиеся проводят на 1/з больше дней в школе, чем их сверстники в США,— 240 дней по сравнению со 180. Успехи в образовании в Японии считаются в широком смысле синонимом успеха в жизни, и для большинства учащихся это единственный путь к достижению социального и материального благополучия. Показательно также, что японская система образования по математическим и естественным дисциплинам занимает ведущее место среди наиболее развитых стран. Однако, несмотря на определенные успехи, и в Японии растет тревога за будущее ее системы образования. Японские специалисты считают, что непомерные нагрузки, бремя многочисленных экзаменов, упор на запоминание в ходе процесса обучения ведут к увеличению числа людей, не способных мыслить самостоятельно и творчески. А чтобы осуществлять руководство в сложном технически развитом обществе, необходимо творческое воображение и способность к критическому мышлению. Беспокойство вызывают последствия жесткой дисциплины и кастовости в японской школе. Ведь многие школы регламентируют все, начиная от длины брюк, юбок и волос и кончая типами пеналов и нижнего белья. «Идзимэ», что означает «издевательство»,— одна из давних проблем в японских школах. Какими только методами не осуществляется издевательство!