Социальная база
Как видим, по мере расширения своей и накопления опыта экологическое движение постепенно преодолевает политический абсентеизм и интегрируется в традиционную политическую жизнь. Это, в частности, нашло отражение в появлении во Франции организации «SOS — окружающая среда», объединившей более прагматичных и готовых к сотрудничеству с левыми партиями участников движения. Союз с другими политическими силами позволяет им преодолеть свой социально — политический маргинализм. В августе 1987 г. в Стокгольме состоялся третий международный конгресс партий «зеленых», в котором приняли участие около 300 делегатов из 20 стран Западной Европы, а также США, Канады и Австралии. На конгрессе были обсуждены три теоретических вопроса: существует ли общая идеология «зеленых», какова должна быть их стратегия и экологическая платформа? Выяснилось, что партия «зеленых» каждой страны в большей или меньшей степени имеет свою политическую ориентацию и стратегию и в качестве социального феномена не имеет общей идеологии. Суть идеологической направленности определяется самим названием движения. По мнению депутата бундестага от партии «зеленых» Петры Келли, основной общий момент — это борьба против милитаризма, за ликвидацию ядерного оружия как на Западе, так и на Востоке. «Зеленые» не являются сторонниками ни капиталистической, ни социалистической общественных систем, а выступают за новое альтернативное, децентрализованное общество. Значительную часть альтернативных движений составляет молодежь. Это скваттеры, учащаяся молодежь, безработные, сторонники «свободной сексуальной морали» и др. По данным, приводимым известным западногерманским марксистским исследователем Р. Штайгервальдом, среди сторонников альтернативной культуры в ФРГ 12% студентов и 15% молодежи 14—21 года. Что определяет такой интерес молодежи к альтернативным формам протеста? По мнению Р. Штайгервальда, активное участие молодежи в движениях непролетарского протеста объясняется тем, что она «непосредственно соприкасается с многообразными кризисными явлениями капитализма» 13. Поводы для протеста возникают в сфере ее прямых жизненных интересов. Невозможность самоосуществления как в сфере труда, так и в процессе общественной жизни приводит к поискам новых форм жизни, к проблемам жилья и досуга, мнимой или действительно альтернативной морали и искусства.