Кризис системы образования
Одним из основных прав человека является право на образование. Ни одно право не может быть действительным, если не будет реализовано право на грамотность. По данным ЮНЕСКО, к середине 80-х годов в мире было 800 млн неграмотных. По подсчетам специалистов, абсолютное число неграмотных может возрасти к 1990 г. до 884 млн, а к 2000 г.— до 954 млн человек. В основном эти цифры приходятся на развивающиеся страны, где начальную школу посещает лишь половина детей, а среднюю — только каждый десятый. Но и в капиталистических странах более 100 млн детей в возрасте 6—11 лет не ходят в школу, из них 5млн — в США. В Италии 22% населения не имеет никакого образования, а 64% — не превышает уровня начальной школы. В среднем на каждого взрослого итальянца приходится менее 6,5 года учебы в школе: подобный уровень не совместим с социальными и производственными потребностями развитой страны. К такому выводу приходят итальянские коммунисты. Все более широкое распространение получает буржуазная концепция «неформального», или «неинституционного», образования, которая утверждает, что «школа становится анахронизмом» и поэтому должна быть заменена «неформальным образованием в ходе всей жизни». На деле это оправдание отказа буржуазного государства осуществлять необходимые расходы на развитие среднего образования. Специалисты предупреждают об опасных тенденциях к распылению знаний, неупорядоченной децентрализации, подчинению обучения производству, передаче образования в частные руки, к монополизации обучения средствами массовой информации и т. п. В противовес всему этому американский экономист М. Фридман выдвинул идею «талонов на образование».