Предпролетариат
В условиях научно-технической революции меняется социальная роль университетов и вузов — они превращаются в центры массовой подготовки специалистов для растущих запросов монополий. Усиливается государственно — монополистическое регулирование системы высшего образования. Централизованное воздействие монополий на систему высшего образования осуществляется через объединения предпринимателей, представляющих пожелания и рекомендации правительственным органам. Представители монополистических групп входят в комиссии министерств, разрабатывающих программы обучения и исследований в вузах. Монополии оказывают прямое воздействие на высшие школы с помощью финансовых рычагов. Так, например, за последние годы в США Принстонский университет получил от монополий 400 млн долл., а Станфордский — 1,1 млрд долл. Оксфордский университет в Англии создал даже освобожденную должность «добытчика финансов» от патронирующих корпораций 44. По объему средств, выделяемых монополиями для так называемой модернизации системы образования, они почти не уступают государственным органам. В то же время капиталистическое государство, повышая свою роль в сфере образования, стремится разработать и осуществить такую политику в этой области, которая бы наиболее полно отвечала интересам господствующего класса в целом. Многоступенчатость системы высшего образования, созданная на основе «разделения функций» между учебными заведениями, является механизмом, с помощью которого капитализм пытается расколоть студенчество по социальному признаку.