Современное профессионально-техническое образование
Оно требует дорогостоящего оборудования, высокооплачиваемых преподавателей и строгих стандартов, соответствующих передовой технологии. Но даже в США большинство государственных средних школ не имеет этих средств и условий. Хотя 2/3 американских школьников проходят какой-либо курс профессионально-технического обучения — от выращивания лошадей и слесарного дела до радиологии и ремонта компьютерных систем, школьные мастерские больше напоминают музеи промышленности, где собраны уникальные по старости образцы станкоз. В учебных программах много устаревших курсов. В погоне за прибылью предприниматели стараются избегать дополнительных расходов на повышение квалификации и переподготовку рабочих. Основным поставщиком квалифицированной рабочей силы должна стать государственная система профессионально-технического образования, но она со своими функциями, как правило, не справляется. Расширение сети производственного обучения на предприятиях при ограниченном числе свободных рабочих мест создает почву для конкуренции на другом профессиональном уровне, уменьшая и без того мизерные шансы на профессиональный успех у молодежи, не имеющей квалификации. К тому же профессиональная подготовка молодежи ограничивается подчас лишь потребностями в тех или иных производственных операциях, которые в условиях НТР, как правило, недолговечны, что требует частой переквалификации Молодые рабочие и ученики в возрасте 14—20 лет относятся к самой бесправной и угнетенной категории трудящихся. Они обычно лишены элементарных прав и зачастую находятся вне профсоюзов. Большинство из них сосредоточено в средней, мелкой и полукустарной промышленности, которая, для того чтобы выжить в условиях жестокой конкурентной борьбы, прибегает к сверхэксплуатации молодежи и подростков. Даже система профориентации служит средством эксплуатации учеников, многие из которых в надежде получить квалификационный разряд и соответствующую работу годами терпеливо сносят произвол предпринимателей.