Система управления буржуазным университетом
Она в последние годы характеризуется дальнейшей централизацией власти в руках административных органов. Почти во всех университетах Запада введен институт попечителей, или регентов, которые имеют отдаленное отношение к науке и представляют интересы бизнеса. Именно советы попечителей настаивали, например, на принятии самых «действенных» (т. е. полицейских) мер против массовых выступлений студентов в США, Франции, ФРГ, Японии.
Убедительные доказательства этого приводятся в западногерманском сборнике «Черная книга. Итоги консервативной политики в отношении молодежи», в специальном разделе, посвященном положению дел в высшей школе. В книге показывается, как после прихода к власти консерваторы взяли курс на проведение реформ в вузах в целях подготовки «интеллектуальной элиты» и ориентации научных исследований на нужды частнокапиталистических концернов. В 1985 г. был издан специальный федеральный закон, суть которого заключается в введении так называемого двухклассного или двухступенчатого образования. Высшая ступень предназначена для отобранной «элиты», которая на специальных ускоренных курсах будет получать высококвалифицированную подготовку. Остальная масса студентов будет обучаться в переполненных аудиториях и получать знания, не соответствующие требованиям экзаменов. Авторы приводят примеры перегруженности вузов: в Боннском университете лекции по химии передаются с помощью видеоаппаратуры в коридор, ибо аудитория переполнена; на лекциях в Кёльнском университете в аудитории иногда собирается до 1,5 тыс. студентов. В некоторых высших школах из программы выбрасываются целиком предметы из-за того, что сокращаются должности профессоров и доцентов. Несмотря на перегруженность вузов, их недостаточную материальную обеспеченность, в 1986 г. государственные расходы на нужды образования и науки были урезаны на 100 млн марок, достигнув рекордно низкого уровня, тогда как военные расходы продолжают расти.