Молодые участники альтернативных движений
Преимущественно— выходцы из средних слоев, выброшенные системой; интеллигенция, побуждаемая к критике системы либо убеждениями, либо жаждой острых переживаний; безработные, осознавшие ущербность своего положения (выпускники школ, вузов, выходцы из рабочих семей и т. п.). Безработная молодежь первоначально неосознанно ищет в альтернативных движениях психологической защиты, поддержки, повышения своей самооценки. Однако со временем такая стихийная поддержка способна трансформироваться в сознательную. Этому в немалой степени способствует опыт столкновения с «бюрократизированным государством всеобщего благоденствия», который приобретает безработная молодежь при общении с представителями ведомств по трудоустройству. Подобный опыт ведет к отчуждению молодежи от «системы», утверждению ее в альтернативных движениях. При различии отдельных альтернативных групп у них можно отметить общее в главном — они не приемлют сложившийся образ жизни в странах капитализма. Они считают, что «индустриальное общество», двигателем которого является частнокапиталистическая прибыль, ведет к разрушению среды обитания, а развитие науки и техники может привести к уничтожению всего живого на Земле. Отсюда стремление сформировать новую систему взаимоотношений в обществе, основанную на человеке, который должен быть как можно более автономен и в то же время иметь возможность участвовать в принятии заинтересованных решений. В поисках общности личности с природой и обществом, по мнению Б. Суходольского — председателя польского Национального совета по культуре, необходима такая ориентация системы обучения, чтобы она готовила детей и юношей к управлению цивилизацией. «Я выступаю за то,— говорит польский ученый,— чтобы образование носило экологический характер и чтобы в школах был введен анализ проблем мира, социальной несправедливости и других больших проблем человечества». Отвечая на вопрос, означает ли это политизацию обучения, Суходольский сказал: «Это означает придание гуманного характера обучению. Современную цивилизацию следует воспринимать как универсальную, как цивилизацию диалога между различными культурами» |4.