Психика детей

Её уродуют и современные игрушки. Типично то, что произошло с 11-летним Кристиа­ном, для которого роботы стали такой навязчивой идееи, что они «навещают его по вечерам, когда темно». Для него они были не сновидениями, а живыми существами, которых он хорошо знал, по­тому что видел их по телевидению и в комиксах; они приказывали ему все ломать, и он покорно под­чинялся, приводя в отчаяние медицинских сестер. Роботы, говорил Кристиан, подражая их негибким и резким движениям, поскольку их покрывает пан­цирь толщиной до 12 см, убивали, нанося удар ру­кой или ребром руки. «А нельзя ли помешать им убивать?» — спросил у него враЧ. «Их нельзя убить»,— ответил Кристиан. «Тебе хотелось бы быть роботом?» Полный энтузиазма ответ мальчика не оставлял никаких сомнений. Итальянский психолог К. Балоттари на протя­жении своей длительной карьеры психолога-педиатра всегда использовала игры без четких правил или куклы без ярко выраженного характера, которые могут стать всем и приспосабливаться к потреб­ностям ребенка. «Исходный пункт — как понимать игру, которая является средством, способствующим росту,— говорит Балоттари.— Игрушка находится в важной переходной зоне между действительностью и фантазией. Вот почему опасны игрушки, создан­ные таким образом, что они не оставляют места для полета детской фантазии»  Еще хуже, когда игрушки не только убивают фантазию ребенка, но и учат его самого убивать. По данным «Той мэньюфекчерс оф Америка» (объе­динение фирм — производителей игрушек), за 1984—1986 гг. продажа детских военных игрушек в США возросла на 350%, достигнув в 1986 г. ре­кордной отметки выручки — 842 млн долл. В руки американских малышей попало 214 млн подобных игрушек.

Карта сайта 1 | Карта сайта 2 | Карта сайта 3