Психика детей
Её уродуют и современные игрушки. Типично то, что произошло с 11-летним Кристианом, для которого роботы стали такой навязчивой идееи, что они «навещают его по вечерам, когда темно». Для него они были не сновидениями, а живыми существами, которых он хорошо знал, потому что видел их по телевидению и в комиксах; они приказывали ему все ломать, и он покорно подчинялся, приводя в отчаяние медицинских сестер. Роботы, говорил Кристиан, подражая их негибким и резким движениям, поскольку их покрывает панцирь толщиной до 12 см, убивали, нанося удар рукой или ребром руки. «А нельзя ли помешать им убивать?» — спросил у него враЧ. «Их нельзя убить»,— ответил Кристиан. «Тебе хотелось бы быть роботом?» Полный энтузиазма ответ мальчика не оставлял никаких сомнений. Итальянский психолог К. Балоттари на протяжении своей длительной карьеры психолога-педиатра всегда использовала игры без четких правил или куклы без ярко выраженного характера, которые могут стать всем и приспосабливаться к потребностям ребенка. «Исходный пункт — как понимать игру, которая является средством, способствующим росту,— говорит Балоттари.— Игрушка находится в важной переходной зоне между действительностью и фантазией. Вот почему опасны игрушки, созданные таким образом, что они не оставляют места для полета детской фантазии» Еще хуже, когда игрушки не только убивают фантазию ребенка, но и учат его самого убивать. По данным «Той мэньюфекчерс оф Америка» (объединение фирм — производителей игрушек), за 1984—1986 гг. продажа детских военных игрушек в США возросла на 350%, достигнув в 1986 г. рекордной отметки выручки — 842 млн долл. В руки американских малышей попало 214 млн подобных игрушек.