Высшее образование
Однако для большинства детей рабочих, для широких масс трудящейся молодежи остается малодоступным из-за высокой платы за обучение, социальной сегрегации школьной системы, которая практически закрывает молодежи из трудящихся слоев населения дорогу в высшие учебные заведения. По данным ЮНЕСКО, дети рабочих в США имеют в 5 раз меньше шансов попасть в высшее учебное заведение, чем дети из других социальных слоев, в Великобритании— в 8 раз, в Италии и во Франции — в 20 раз, в Японии — в 30 раз. Что касается финансирования системы высшего образования, то для индустриальных капиталистических стран характерна обратная пропорция: львиная доля средств, ассигнуемых на высшую школу, берется из фондов, создаваемых за счет выплачиваемых трудящимися налогов. Фактически наименее обеспеченные слои населения, чьи дети составляют меньшинство в высших учебных заведениях, оплачивают учебу представителей зажиточных классов Французский научно-исследовательский центр по установлению квалификации (СЕРЕК) провел опрос в национальном масштабе, в результате которого выяснилось, что почти половина студентов бросает учебу до истечения четырех лет. Главная причина — финансовые затруднения. У родителей не всегда есть средства содержать своих детей, а стипендия слишком мала, чтобы можно было на нее прожить. Поэтому многие студенты работают кладовщиками, на бензоколонках, сторожами, продавцами, мойщиками посуды — на любой сдельной работе, которую можно найти, даже во время экзаменов. Естественно, что для молодых людей, вынужденных учиться и работать, экзамен становится подлинным испытанием. И не случайно, что чаще бросают учебу юноши и девушки из малообеспеченных семей.