Образования в ФРГ
По мнению авторов названной книги, система школьного, особенно в землях, управляемых консервативными партиями, нацелена на подготовку «интеллектуальной элиты», которая должна служить интересам господствующих классов. Основная же масса школьников получает ограниченный объем знаний, требующийся для их использования в качестве рабочей силы в промышленности. Широкие знания, особенно по гуманитарным предметам, считаются излишними, а то и вредными, так как они заставляют школьников задумываться над подоплекой существующего в ФРГ общественного строя, над причинами социальной несправедливости 38.
Классовая сегрегация наглядно проявляется в существовании привилегированных школ — «паблик скулз» — в Великобритании, лицеев во Франции, гимназий в ФРГ. Как и ряд частных школ, эти школы практически недоступны детям трудящихся из-за классового отбора и высокой стоимости обучения. В Великобритании лишь 7 % школьников учатся в частных школах, составляющих 14% всех школ страны. Плата за обучение в них достигает 500 и более ф. ст. в год. 60% выпускников этих школ становятся студентами Оксфорда и Кембриджа — наиболее привилегированных университетов. Обладатель диплома «паблик скулз» имеет в 22 раза больше шансов стать студентом одного из этих университетов, чем учащийся общеобразовательной школы. Бывшие воспитанники «паблик скулз» занимают 4Д высших постов в правосудии и составляют до 2/з армейского генералитета Великобритании. Во Франции в средней школе среди учащихся 43% — дети рабочих, в высшей же школе их доля упала до 7%, не считая тех, кто по разным причинам покидает вуз задолго до его окончания .