Кристианиды
В противовес бюрократическому регламентированию жизни выступили за самоуправление, самоорганизацию, «непосредственную демократию». Тем не менее мечта о коммунитарном обществе не стала реальностью. Наметившиеся с самого начала противоречия усилились в условиях экономического кризиса и роста молодежной безработицы. Число жителей-правонарушителей стало быстро возрастать. Они пренебрегали минимальными правилами порядка. Под солидарностью они подразумевали лишь обычай пускать по кругу трубку с гашишем. В результате значительная часть старожилов покинула коммуну и основала новую, сельскую общину. Закрылись центральные службы, перестала выходить газета, прекратились радиопередачи. Автору этих строк представилась довольно грустная картина в «Кристиании»: следы запустения, сокращение числа работающих, настороженность к посетителям и… большое количество бродячих собак. Оживленно шла лишь торговля сувенирными трубками. Показательно, что большинство обитателей «Кристиании» живут на пособия по безработице. Обращает на себя внимание дифференциация среди населения «республики» и по средствам, и по благоустройству жилья. Налицо коммерциализация данного социального протеста, интегрирование его в рамках существующей системы. «Мы превратились в предприятия по реставрации тех, кто сломлен большим городом и условиями эксплуатации» — к такому выводу пришли инициаторы этой «романтической» затеи Радикальным вариантом альтернативного образа жизни стало «движение сельских коммун». Его сторонники покидают города, выступая против «внутреннего колониализма», низводящего регион до положения зависимой периферии городской метрополии. Это своеобразный протест против государственного централизма, безжалостной урбанизации, уничтожающей «собственные культурные и социальные корни». Несколько сот альтернативных сельских общин действуют в Австралии. Значительное распространение в Италии получили городские и сельские молодежные кооперативы, объединяющие главным образом безработную молодежь.